Хранительница традиций красногорской земли
ИСТОКИ
Именно такая встреча произошла у меня в своё время в Яловке с Анной Григорьевной Прищеп. Синеглазая, с ямочкой на щеке, невысокая, ловкая, несмотря на возраст («А уж скоро мне девяносто, детко моё любое», – скажет она мне), Анна Григорьевна в этой жизни всё делала сама. В школе была круглой отличницей. А как забрали её отца на войну в 1943 году, так и пошла она с 12 лет работать не покладая рук. Совсем девочкой гребла и косила, на себе пахала. Запрягались по семь человек: шесть тянут, а один – за плугом. По две сотки ежедневно вскапывала на севе зерновых, возила на саночках торфокрошку. А потом где уж только не трудилась: и в бригаде полеводческой, и на стройке, и в хлебопекарне, и у мужа своего Василия Фёдоровича помощником на комбайне. И все с ней в паре хотели работать. Без дела никогда не сидела. То с коровой управлялась, то с поросятами, то на огороде. Но кроме этого Анна Григорьевна – известная в нашем районе мастерица. На своём ткацком станке делала чудесные рушники изумительной красоты – люди в очередь записывались, чтобы иметь их у себя. Такой огромный интерес ко всему настоящему, народному, идущему из глубины веков.
Это и правильно. Только возрождая ремёсла, культуру своего края, можно возродить и культуру всей России, укрепить национальное самосознание.
«Мать моя не ткала, – рассказала мне Анна Григорьевна. – Я уже замужем была, вышивать горазда, 12 портретов вышила. Да вот занудило меня: хочу научиться ткать, и всё тут. Давай-ка я кросны сновать буду. Вот одна женщина, Натальей её звали, и навела мне их, а сама пошла корову доить. Я, не дожидаясь её, стала пробовать ткать. Сначала кривульки получались, а потом пошло… Знаешь, детка, что захочешь сделать, то и сделаешь, не бойся ничего. Труд-то у человека в крови. И у тебя, и у меня, только надо его оттуда на свет божий вытащить».
Ткала она в старинных традициях нашего края, сначала в бело-красных тонах, а потом и другие цвета появились. «Только вот нитки трудно достать, – сетовала тогда Анна Григорьевна, – но всё равно каждый день тку: не могу я без этого. Даже одна навивать научилась (делать основу изделия). А так дети мне иногда помогают. Их у меня четверо, и очень я ими горжусь. Хорошими людьми выросли, образование получили, уж и правнуков мне подарили… Записывай, сначала я сную, потом навиваю, тогда накидаю сперва в нит, потом в бёрда, завязываю узлы и тку».
И выходили из рук мастерицы удивительные рушники, покрывала, накидки как связующая нить между прошлым, настоящим и будущим… Так и вижу: вот сидит она за своим станком, платочек по-старинному повязан, завёрнут, на уши положен (что-что, но такого я больше нигде не встречала), и кажется, что время остановилось. Слышен только равномерный стук станка да ещё живая образная речь рассказчицы: «Станок-то у меня моего мужа бабушки, Пелагеи Сергеевны. Он ей тоже по роду достался. Ему уж больше двухсот лет. Дерево старинное, из колодок, которые выкапывались из болота. Вековое-то дерево, из торфяников. Сколько рук его отполировало. А сам станок стоит на двух корнях, вот почему не разваливается, больно крепкие они». Как крепка в нашем народе порой неосознания, но от того не менее сильная тяга к красоте, к своим истокам, и не вытравишь её никакими новомодными увлечениями и заграничными шмотками.
Раньше семьи в нашей красногорской глубинке сплошь были мастеровые. Вспомните, дорогие читатели, своих дедушек-бабушек, отцов-матерей. Многие женщины горазды были шить-вышивать, а то и ткать, мужчины – плотничать- столярничать. У мамочек наших до поздней ночи строчила швейная машинка, а сидели мы на табуретках, сделанных руками отцов. Вот откуда оно – тепло родного дома!
Тепло было и в семье супругов Прищеп. И в прямом, и в переносном смысле этого слова. Муж Анны Григорьевны был талантливым мастером-печником, самоучкой причём. Благодаря ему уютно было в домах земляков. И не было такой хаты в Яловке и её окрестностях, где бы не стояла настоящая красавица, царица дома – русская печь, сложенная руками Василия Фёдоровича. Вспоминает их младшая дочь Татьяна: «Иногда и мне выпадало счастье самой наблюдать, как из-под волшебных рук с мастерком моего папочки ровно, кирпичик к кирпичику, на глазах появлялась печь. А мамочка выравнивала её стенки под побелку. Я диву давалась такому мастерству и сноровке. И всё это делалось не в рабочее время, а вечером или в редкий выходной день. Сытно, тепло с русской печью в доме! Сколько слов благодарности звучало тогда от взрослых и детей в адрес моих родителей. Когда же я смотрю на вышитые и тканые изделия моей мамы, то из глаз буквально сыплются слёзы от такой красоты. Я преклоняюсь перед её неустанным трудом».
Да, сильна всегда была Россия своими марьями-искусницами да левшами-самоучками. Во многом благодаря им и выжила наша страна в трудные времена. Они помогали другим людям в быту и в будни, и в праздники.
Вот почему неизменно замирают в немом восторге перед работами Анны Григорьевны посетители этнографического центра «Русская изба» библиотеки Западного округа г. Москвы, который создали Т.В Мельникова и Е.Ф. Глушакова, дочь и внучка А.Г. Прищеп, в 2017 году. Сначала Татьяна Васильевна сделала уголок русского быта у себя в библиотеке, но, видя, какой ажиотаж среди читателей он вызвал, было решено создать этнографический центр на основе экспонатов, переданных Анной Григорьевной в дар библиотеке.
И москвичи приходят в восхищение от старинных предметов быта жителей нашего красногорского села Яловки, от небывалой красоты рушников, вытканных А.Г. Прищеп на ткацком станке XVIII века и вышитых её руками картин, думок, скатертей, понёв, запинок, платков. А некоторым экспонатам уже более 100 лет. Они достались Анне Григорьевне от матери и бабушки, а тем – от прабабушки.
Работы её сейчас хранятся в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, в Российской государственной детской библиотеке, культурно-выставочном центре «Меридиан» г. Москвы.
С успехом экспонировались они на крупных московских мероприятиях: «Выставке ремёсел» и «Формуле рукоделия», а в 2020 году – на XIV этнофестивале «Земля Калевалы» в рамках празднования 100-летия Карелии.
Не раз видели работы А.Г. Прищеп и брянцы. Когда-то эту самобытную мастерицу открыл для себя краевед, коллекционер, исследователь русского фольклора из города Новозыбкова Алексей Белас. Открыл и буквально влюбился в её поразительное мастерство, граничащее с высочайшим искусством. Да так, что упросил Анну Григорьевну, чтобы та научила его ткать. Вот и взялась она за дело, передавая ему своё мастерство и бесценный опыт, отшлифованный веками. Учила делать основу, потом сновать… Даже как правильно оформить станок (по-нашему – кросны). Она же и подарила ему свои работы, которые потом он демонстрировал на выставках. Одна из первых – «Летопись земли Брянской» – прошла в областном центре в 2014 году, где Алексей Белас с гордостью и нескрываемой теплотой в голосе сказал, что научила его этому старинному ремеслу простая сельская труженица из красногорской глубинки – баба Ганна.
И эта бабушка Ганна, действительно, – великая труженица. Оставшись без мужа, а он умер в 2004 году, хозяйство, как говорят у нас в народе, «не сбыла». Корову, свою любимую Лыску, держала до 87 лет. Вдумайтесь, некоторые намного раньше уже считают себя беспомощными, а эта маленькая, как девочка, хрупкая женщина не хотела никому быть обузой (только последнее время она проживает со старшей дочерью Екатериной в Красной Горе). Когда почувствовала, что силы уходят, да и дети настояли, всё же согласилась остаться без коровы, но попросила, чтобы ту не продавали. В результате забрала её внучка Татьяна.
Говорит Е.В. Грицан: «Это надо было только видеть, как мама прощалась со своей любимицей! Словами просто не передать. Стала целовать корову, упала перед ней на колени, обняла, а та в ответ давай лизать языком щёки хозяйки, а из глаз и той, и другой катились слёзы. Было это 23 мая. А 12 июля, на Петро, мама не выдержала и приехала поглядеть на свою кормилицу. Что тут было! Корова как кинется к матери, и опять слёзы».
Трудолюбивыми и мастеровыми людьми выросли дети Анны Григорьевны: два сына и две дочери (старшего сына, к великому горю матери, уже не стало) и внуки. Екатерина может «обуздать» любую технику: хоть комбайн, хоть автомобиль, а её дочери: одна – самый изысканный торт испечёт, а другая – сложнейшую причёску сделает, а уж как косы плетёт! Татьяна со своей дочерью увлекаются коллекционированием предметов старины. Сын Владимир, мало что по образованию инженер, так ещё и унаследовал «рукастость» отца и матери: соберёт любой агрегат: хоть плуг, хоть косилку. А недавно он смастерил из отслужившего свой век инвентаря фигуру пожарного. Она украшает сейчас газон возле нашей пожарной части, где он и трудится.
Впервые встретилась я с Анной Григорьевной, когда только начинала работать редактором, когда мне всё было вновь: и люди, и места. Так вот, даже тогда эта женщина мгновенно тронула моё сердце. Даже и не скажешь сразу – чем. Может быть, своей несуетностью, потрясающей открытостью, какой – то почти мистической причастностью к древнему укладу жизни и почти ушедшему миру знаний и умений наших предков. А ещё бесконечной, невероятной добротой. Не успели мы оглянуться, как уже в сенцах что-то шкворчало. Это оказалась непременная деревенская яичница с салом. Когда мы, отнекиваясь, сказали, что торопимся, завернула с собой. Как вспоминает её дочь Татьяна, мама им с детства дала наказ: «Детки, кто бы к вам не зашёл в дом, человеку дайте перекусить, особенно если он в дороге, даже если у вас самих завтра нечего будет есть».
Если бы мы все так относились друг к другу, насколько бы чище и добрее стал наш мир. Доброта и бесстрашие Анны Григорьевны во время войны спасли жизнь раненому советскому солдату. Анечка, будучи подростком, спрятала его в сарае, в сеннике, где хранили корма на зиму для коров и овец, и выходила его. Когда столкнулась там с двумя немцами, искавшими раненых, не выдала его. Вот такой она человек!
Наша традиционная культура – это сокровищница народной памяти. Она хранит многовековой уклад жизни людей и их веру, преданность заветам предков, трудолюбие и любовь к своей земле. Об этом поётся в старинных обрядовых песнях, ещё сохранившихся в красногорских деревнях и сёлах, об этом же безмолвно могут поведать и узоры на рушниках, выходивших из-под рук самобытной яловской мастерицы Анны Григорьевны Прищеп. А какой это кропотливый труд, говорит даже тот факт, что во время работы перед ткачихой рушник расположен с изнанки, и только после завершения она видит его лицевую сторону. Сколько же здесь нужно умения, терпения и старания. А Анна Григорьевна могла без образца перед собой по памяти переложить 43, 49 и 51 нитку, чтобы создать сложный узор! Вот почему сейчас её работы разлетелись по миру, их везут с собой как русский сувенир, как символ России. Такую честь надо заслужить! Своим трудом, своим всепокоряющим искусством, идущим из глубины веков, своим подвижничеством в деле сохранения народных традиций и ремёсел.
А недавно с почтенным юбилеем Анну Григорьевну Прищеп поздравила вся их большая семья. Не забыли её и работники комплексного центра социального обслуживания населения Красногорского района, которые передали ей и именное поздравление от президента страны В.В. Путина.
От автора. Когда я писала эту статью, то вспоминала и рушники, вытканные руками моей бабушки, тоже Анны, только уроженки села Заборья. Тканые немного в другой традиции, чем яловские, они тоже несут красоту, свет и тепло родных людей, даже уже ушедших. Дорогие читатели, это прекрасный повод вспомнить предметы старины, которые, надеюсь, вы храните в память о своём роде, что только делает нас сильнее!