Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Администрация Красногорского района

официальный сайт

logo70.png

205x90-gov.gif

strategic-initiatives220x74.png 

datagovru.jpg

banner-pn.png


akcii_i_ronkursi.jpg


f11a4bc19d2ecd251474322c17cdd83c13ac942a.png

bryansk-region.jpg

Безымянный.jpg

ДВП.jpg

kubik-bg1.png

Безымянный.jpg


tolstoy220x74.png


pdchilds.jpg

ecoyear220x74.png

портал.jpg


opros-naseleniya-po-oczenke-effektivnosti-deyatelnosti-rukovoditelej-municzipalnix-rajonov-i-gorodskix-okrugov-17791.jpg


prichina.JPG

mrsk-otklychenie.png


Приложение-3.jpg

О районе

Герб 

Административный центр:
п.г.т. Красная Гора

Население: 12407

Площадь: 108112 Га

   

Первое лицо

Жилинский Сергей Станиславович Жилинский Сергей Станиславович

Глава администрации Красногорского района

Белоус Нина Михайловна Белоус Нина Михайловна

Глава Красногорского района

Туризм

Историческая справка


.DSC_0814.jpg


Поселок городского типа Красная Гора (до 1922 года село Попова Гора) в прошлом занимал выгодное географическое и экономическое положение. Полноводная в то время река Беседь, входящая в состав рек Днепровского бассейна, надежно связывала ее со многими городами. Попогорская волость была объектом пристального внимания в разное время Речи Посполитой, Киево-Печерской лавры, России, так как занимала пограничное положение, имела значительный экономический потенциал.

Из сохранившихся письменных источников известно, что Попова Гора всегда являлась административным центром, своеобразной «столицей», объединявшей вокруг себя населённые пункты, даже более крупные по числу жителей. Такой статус поселения объяснялся выгодным географическим положением на перекрестке сухопутных дорог и на паромной переправе через Беседь. Этому статусу способствовал также рельеф местности: укрепленный пункт на крутом берегу полноводной реки надежно обеспечивал безопасность жителей края в тревожные времена средневековой Руси.

В X веке на запад Брянщины проникло славянское племя радимичей, расселившееся, в частности, по берегам Сожа и его притоков: Ипути и Беседи. В «Повести временных лет» говорится, что свое название радимичи получили от имени своего вождя - Радима. Радимичи обожествляли солнце, небо, воду, поклонялись также деревьям, птицам, животным... Близость лесостепной зоны способствовала проникновению сюда орд различных кочевых народов. Поэтому неудивительно, что в IX - X веках жители края платили дань крупному степному государству - Хазарскому каганату.

Противостояние Смоленска и Чернигова усилилось после 1180 года, когда в южной части Смоленской земли появилось удельное Мстиславское княжество. Первым правителем его стал Мстислав Романович, сын смоленского князя из рода Ростиславичей. Огнем и мечом прошли по русским землям монголо-татары, захватившие в 1239 году Чернигов. Монголо-татарское нашествие во многом изменило ситуацию в нашем крае. Ведь Чернигов был разорен, а Смоленск и Мстиславль, наоборот, усилились; в итоге земли по течению Беседи полностью перешли под контроль северных соседей.

Так в конце XIII века на южных рубежах Смоленской земли появилась новая волость с центром в Поповой Горе.

В 1359 году Мстиславское княжество, включавшее теперь значительную часть территории западной Брянщины (в том числе Попову Гору), вошло в состав Великого княжества Литовского.

В конце XV века в Гомеле и Стародубе правил князь Семен Иванович Можайский. При нем продолжали расширяться торговые связи Мстиславля с Черниговом и Новгородом-Северским.

В 1667 году между Россией и Польшей, в целом подтверждается государственная граница, существовавшая в этом крае с 1537 по 1618 годы.

Важной особенностью было то, что Попова Гора с прилегающей территорией оказалась в составе Левобережной Украины. Это определялось, с одной стороны, важной ролью Поповой Горы в борьбе с поляками в 1648 - 1654 годах, а с другой стороны - значительным влиянием в этих местах Киево-Печерского монастыря (Лавры). Так, в 1648 году у Поповой Горы состоялся бой между казаками Богдана Хмельницкого и шестью тысячным отрядом польского гетмана Вишневецкого. Поляки были разбиты. Позднее Попогорская волость перешла к Украине.

В начале 17 века в Поповой Горе скрывался самозванец Лжедмитрий II, претендовавший позднее на Российский престол.

Попова Гора с окрестными населенными пунктами первоначально входила в состав Нежинского полка, а в 1663 году в составе Новоместской сотни вошла в состав Стародубского полка.

В 1669 году Попова Гора (по указу царя Алексея Михайловича) переходит во владения Киево-Печерской лавры.

В 1747 году в Поповой Горе заканчивается возведение православного храма Святой Троицы.

В 1782 году Поповогорская волость вошла в состав Новгород-Северского наместничества.

В 1783 году указом императрицы Екатерины II было юридически оформлено крепостное право на Левобережной Украине, куда входит и Попогорская волость. В 1785 году Екатерина II распространила на нее действие «Жалованной грамоты дворянству».

В конце XVIII века, как и большую часть территории России, бывшую Гетманщину разделили на губернии и уезды. Волость была вначале отнесена к Малороссийской, а в 1802 году - к Черниговской губернии.

В 1919 году Суражский уезд с волостью Попова Гора входил в состав Гомельской губернии, входившей тогда в состав РСФСР.

31 октября 1922 года Клинцовский исполком вынес решение переименовать Попову Гору в Красную Гору, волость – в Красногорскую.

С января 1927 года Клинцовский уезд вошел в состав Брянской губернии, а в 1929 году в связи районированием образовался Красногорский район Западной области. В 1937 году Красногорский район вошел в состав Орловской области, а с 5 июля 1944 года Красногорский район в составе Брянской области. Центр района – поселок Красная Гора — до 1981 года имел статус рабочего поселка.

5 мая 1944 года СССР была образована Брянская область, в состав которой, наряду с другими, был включен и Красногорский район. В период реформ 1963-1966) район был временно упразднён, а его территория относилась к Клинцовскому районуDSC_1028.jpg

Ярко проявились героические традиции наших земляков в годы Великой Отечественной войны. С августа 1941 по сентябрь 1943 года территория района была оккупирована фашистскими захватчиками. За период оккупации в районе было расстреляно и замучено 168 человек, 770 молодых людей было угнано в Германию. Фашистами было уничтожено 919 общественных колхозных построек, 28 школ, крахмальный и маслодельный заводы, районная амбулатория, аптека, почта. Ущерб от оккупации в промышленном и сельском хозяйствах составил 170 млн.руб. в ценах того времени. За мужество и отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага, сотни жителей Красногорского района награждены орденами и медалями.

Высокого звания Героев Советского Союза удостоены Дмитрий Иванович Ковалев и Иван Никифорович Лысенко. Уроженец села Заборье – Иван Семенович Буйневич – полный кавалер орденов Славы. Именем Ивана Никифоровича названа одна из улиц посёлке и около Красногорской средней общеобразовательной школы №2 разбит сквер в честь Героя.



И в послевоенные годы немало замечательных имен полеводов, животноводов, рабочих, агрономов, строителей, врачей вписал наш район в летопись Брянщины.

В настоящее время историю земли Красногорской продолжает молодежь, которая, следуя историческим и патриотическим традициям старших поколений, вносит свой вклад в сохранение и приумножение их во благо нашего края.

Храм в честь Рождества Христова с. КолюдыХрам Рождества Христова, с. Колюды.jpg


Храм Рождества Христова расположен в центре села и стоит на возвышенном месте. Его окружают старые липы, посадка которых обозначает границы церковного двора, имевшего быть на начало 20 века. С южной стороны к церковному двору примыкает старый фруктовый сад с приходским домом, построенным из кирпича.

Фундамент здания храма Рождества Христова, который стоит в центре села Колюды, заложен в 1901 году, а в 1906 году построенный храм был освящен.

Как указано в «Списке населенных мест Могилевской губернии», датированном 1910 годом, Колюды вместе с Фошным входили в состав Полесской волости Гомельского уезда. Построенная в Колюдах к тому времени церковь Рождества Христова относилась к приписным к Полесскому Свято-Николаевскому приходу.

В 1930 году власти закрыли церковь. Колокола были изъяты под предлогом необходимости на нужды электрификации района, а звонница разрушена. В 1933 году подвергся разрушению и купол, в результате чего храм утратил свое завершение.

Многие иконы, богослужебные книги и другие предметы церковного назначения безбожники предали огню, разложив около храма костер. И все же кое-что жителям удалось унести домой. Часть спасенных икон бережно хранились в семьях верующих и, когда в 1990 году Богослужения стали проводиться в помещении бывшего школьного интерната, то они были возвращены прихожанами. Были возвращены и хоругви, которые сохранил Михаил Тимофеевич Киреенко.

Храм, после его закрытия властями переоборудованный в двухэтажное здание, использовался как клуб, сельсовет, зернохранилище и учебные комнаты средней школы. Занятия с учащимися в нем проводились до 1991года, пока не была сдана в эксплуатацию построенная школа. К тому времени в селе уже была православная община, зарегистрированная 22 августа 1990 года уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Брянской

области.2.jpg

4.jpgС сентября 1990 года верующие молились в помещении бывшего интерната, где обустроили одну из комнат для совершения богослужений. Прихожан духовно окормлял настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка митрофорный протоиерей Валентин Рубанович.
Благодаря активной просьбе верующих, исполнительным комитетом Красногорского районного Совета народных депутатов от 4 июня 1991года были приняты решения №138 и № 139 – «О передаче зданий Колюдовской средней школы православному религиозному обществу» и «О выделении земельного участка Приходскому Совету Русской православной церкви с. Колюды».

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. ЯловкаЦерковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Яловка.jpg

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка является одним из старейших действующих храмов Новозыбковского благочиния.

В Яловке и в наши дни можно услышать, особенно от людей преклонного возраста, предание о том, что в их округе якобы стоял монастырь. Для исторического подтверждения такого рода сведений местным краеведом П.И.Осипенко вместе с учащимися в середине шестидесятых годов прошлого века была проведена большая поисковая работа. Материалы переписки по этому вопросу с архивами Киева, Москвы, Гомеля и Могилева в настоящее время хранятся в музее Яловской средней общеобразовательной школы. Так вот, не отыскалось никаких письменных свидетельств, подтверждающих сельское предание о существовании прежде в окрестностях монастыря, о чем указано в присланных ответах по поводу сделанных запросов. Зато установлено, что в описании Новгород-Северского наместничества в 1781 году Яловка была отмечена как «...село с одной церковью, с приезжим монастырским домом о трех покоях и 78 дворами». Можно предположить, что в этом селе монахи Киево-Печерской лавры имели так называемый постоялый двор, поскольку недалеко протекает река Ипуть, позволявшая для различных нужд использовать водный путь, соединявший наши места, как и река Беседь, с Киевом. В те времена такой вид транспортного сообщения был наиболее удобным. К тому же владение в Яловке постоялым двором, при котором постоянно жили направляемые из лавры монахи, позволяло хранить здесь собираемую натуральную дань столько, сколько требовалось по обстоятельствам.

В книге «Список населенных мест Черниговской губернии», изданной в 1866 году в Санкт-Петербурге, говорится: «Еловка (Яловка) - село казенное (т. е. государственное. – Прим. авт.) при речке Вихолке, около 60 верст от Суража, 284 двора, 866 мужчин, 942 женщины, церковь, сельская расправа».

Вот какое описание церкви Покрова Пресвятой Богородицы дано в книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область»: «Сооружена из рубленых без остатка бревен и обшита тесом. Первоначальная основа здания относится к 1-й трети 18 в.; в 19 в. при перестройке, вероятно, появились портики крылец; в нач. 20в. (до 1908 г.) расширена и существенно изменила свой внешний облик. Характерный для деревянной архитектуры Брянщины ярусный храм типа восьмерик на четверике, лишь частично сохранивший прежнюю крестообразную объемнопланировочную композицию.

Основу здания составляет высокий четверик с первоначально примыкающими пониженными прямоугольными рукавами-прирубами. Он увенчан широким световым восьмериком с граненой купольной кровлей и маленькой главкой на глухом восьмигранном барабанчике. При расширении здания углы между рукавами креста застроили, а трапезную увеличили до ширины рукавов боковыми пристройками, которые охватили нижний ярус колокольни с крыльцом – в результате образовалась современная прямоугольная форма плана. Два глухих четверика колокольни несут такой же формы звон со срезанными углами, завершенный яйцевидной кровлей с полицей и аналогичной храму главкой.

Типичны для нач. 20 в. обшивка с тонкими пилястрами на углах и в местах перерубов, карнизы большого света, граненые купольные кровли с полицами, щипцами в основании и главками-пирамидками, а также большие прямоугольные или со скошенными верхними углами проемы с мелкими переплетами рам. Четырехколонные портики крылец на западном и южном фасадах с парными, широко расставленными колонками и фронтонами украшают входы.

В просторном интерьере, разделенном перерубами на три нефа (в каждом по четыре прямоугольных ячейки), выделяется высотой центральная часть с плоскими парусами при переходе к восьмерику и восьмилотковым сводом. Винтовая лестница у северо-западного переруба ведет на небольшие хоры, устроенные с западной стороны четверика; лестница из узкого бокового помещения в обособленном нижнем ярусе колокольни ведет к звону.

Внутреннее убранство храма с простым иконостасом и иконами, нарядно украшенными расшитыми полотенцами, относится 19-20 вв».

К сожалению, в настоящее время очень мало сведений о священниках и псаломщиках, служивших в храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка в XVIII-XIX веках. В Брянском государственном архиве сохранились «Метрические книги церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка 1891-1918 гг». из которых известно с 1891 по 1918 год в храме служил священник Василий Ромаскевич, а псаломщиками служили: Петр Крещановский 1891г., Кирилл Жуковский 1898г., Анисим Крещановский 1898г.

Первый раз храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка был закрыт местными властями в 1930 году. Часть богослужебных книг и икон сгорела в костре, разожженном на церковном дворе. Из-за наступивших сумерек не уничтоженное в огне имущество храма снесли в один из ближайших сараев. Это обстоятельство позволило тайно унести кое-что и спрятать в надежном месте, тем самым уберечь для будущих поколений верующих. Как вспоминают яловцы, были предприняты попытки разбить молотом колокола, но такие действия не имели успеха. И сегодня на одном из них, если забраться на звонницу, можно увидеть отколотый край. «Лит в Москве на заводе Андрея Дмитриевича Сажгинавъ 1865 году», - гласит сделанная по ободу колокола надпись. Закрытым храм в Яловке простоял до 1942 года. С его открытем Богослужения стал проводить псаломщик Ефим Григорьевич Белоус по чину в отсутствие священника, который впоследствии был рукоположен в священный сан и назначен настоятелем.

На церковном дворе расположены три могилы. Первое захоронение было сразу же после освобождения села от немецко-фашистских войск. Во время короткого боя, произошедшего на подступах к Яловке, погиб сержант Алексей Тимофеевич Субботин (1925-1943).

В Яловке именем погибшего при освобождении села сержанта названа одна из улиц.

Осенью 1943 года, вскоре после захоронения А.Т. Субботина, на церковном дворе появилась еще одна могила - погибшего в боях местного значения на Гомельском направлении рядового М.И. Шевцова (1922-1943), уроженца Яловки, призванного на фронт сразу же после освобождения родного села.

Третья могила на церковном дворе появилась уже в мирное время. Сержант М.И. Прищеп (1941-1963), служивший в белорусском городе Борисово, погиб при выполнении воинского долга.

В последний раз храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка был открыт в 1979 году. С его открытием и возобновлением в нем Богослужений связана такая история. По воспоминаниям Натальи Даниловны Атрошенко, Анны Антоновны Клименок, Марии ГордеевныКучиной и других прихожан летом 1978 года властями было принято решение использовать храм как складское помещение. В нем и разгрузили привезенные поздним вечером минеральные удобрения. Против такого поругания восстали верующие. Облетевшая село новость утром собрала возле храма яловцев и все, а народу было много, дружно взялись выносить на улицу удобрения. Вскоре уже и пол был вымыт. Но люди еще долго не расходились, пока не удостоверились, что подобные действия со стороны властей не повторятся.

Благодаря настойчивости яловцев и, особенно, двух женщин: Параскевы Ивановны Комиссар и Екатерины Моисеевны Кучиной. Они писали письма с просьбой об открытии храма в различные органы государственной власти и даже в МИД СССР. Но главное то, что они поехали в Москву и добились приема у председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А. Куроедова. 5 марта 1979 года уполномоченным Совета по делам религий по Брянской области в Яловку на имя Комиссар П. И. было направлено письмо следующего содержания:

«Прошу прибыть к уполномоченному Совета 13 марта 1979 года по интересующему Вас вопросу. Уполномоченный Совета А.М. Макаров».

Первое Богослужение во вновь открытом храме совершил игумен Борис (Демин). По воспоминаниям Натальи Даниловны Атрошенко первая служба была в Великий четверг при огромнейшем стечении народа. Ведь тогда сей храм был единственным действующим на весь район, население которого составляло около 27 тысяч человек.

После игумена Бориса (Демина) в 1979–1981 годах настоятелем храма в Яловке служил иерей Димитрий Захаров. В эти годы рядом с храмом была построена крещальня.


Храм во Имя С27-09-2013___09-58-1.jpgвятой Троицы пгт. Красная Гора

Сегодня трудно сказать, когда был возведен первый православный храм на поповогорской (красногорской) земле. Но есть косвенные сведения, указывающие на многовековые корни служения во славу Божию. В книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» архиепископ Филарет написал: «По местному преданию Попова Гора получила свое название от того, что на месте, которое и ныне называется городком, жил князь-Жрец, владевший всею обширною окрестностию, еще до завоевателя Олега;- при Владимире местный жрец- князь, приняв христианство, был местным священником. Предание - вероятное. С одной стороны на кладбище городка находили монеты, вещи, камни с крестом, принадлежащие ХI в., с другой в географ. отрывке ХIV в. в списке городов литовских , принадлежащих Киеву, показывается «Попова Гора». Иеромонах Иоанникий в 1725 г. по обревизовании «местечка» Поповой Горы, писал, «антиминсов два, - един преосв. митроп. Петра Могилы за державы кроля польскаго Владислава 1640 г., другой преосвящен. митроп. Дионисия Балабана за царя Алексия Михайловича».

Вера мирных поселян нашего края была так сильна, что их твердость духа не сломил запрет на проведение Богослужений в Свято-Троицком храме Поповой Горы. С 1620 года в волостном поселении стоял польский гарнизон. Стремясь обратить местных жителей в католиков, иноземцы даже построили костел. Но поповогорцы не отреклись от Православия, Богослужения стали проводить в лесу, где построили церковь. Вот как об этом говорится в указанном ранее издании: «Доподлинно неизвестно, с какого времени храм Поповой Горы находился в урочище Церковище: но о том, что там была церковь, кроме названия Церковища, говорит и недавно найденное там поржавленноекопие церковное. Более чем вероятно, что православный храм поставлен был в Церковище по распоряжению польскаго правительства, которое на горе в замке поставило свой костел».

«Положение осложнилось еще тем, что вскоре после включения в состав Речи Посполитой Попова Гора вместе с соседними селениями была объявлена владением Могилевского Спасского кафедрального собора, пришлось Киево-Печерской лавре приложить немало усилий, чтобы возвратить Поповогорскую волость в свои владения. В декабре 1644 года в Киево-Печерском монастыре между Киевским Митрополитом Петром (Могилой) и белорусским Епископом Иосифом (Горбацким) была оформлена меновая запись, по которой лавра уступила Могилевской Архиерейской кафедре свои четыре монастырских селения, находившихся в Оршанском повете, «по праву замены их на волость Попову Гору, яко смежную с лаврской отчиною».

Киево-Печерская лавра управляла Поповогорской волостью до 1786 года, когда в результате передачи в казну, местные земли вошли в состав государственных. Во время подчинения Поповой Горы Киеву в волостном поселении жили монастырские городничие. «Старики прихожане по преданию помнят, что под кротким правлением иноков лавры легко было жить; в пользу лавры, за пользование землями ея, поселенцы выполняли повинности очень легкия, а во всякой нужде их готова была помощь им со стороны лавры. Потому они жили в довольстве». Однако то, что касалось церковной жизни края, лавра держала под своим наблюдением и местные священники не городничим, а туда докладывали, как обстоят дела. Сохранились их отчеты, сегодня проливающие свет на прошлое. Так, священник Тарасий доложил Киево-Печерской Лавре, что новый храм в Поповой Горе заложен 15 апреля 1744 года. Из донесений в Киев известно: к 1747 году церковь была построена и освящена, то есть Богослужение из храма, находившегося за речкой Чиховкой и к тому времени обветшавшего, перенесли в Попову Гору. Из переписки местного священника с Киевом также известно, что 24 июня 1757 года Свято-Троицкий храм в Поповой Горе был уничтожен пожаром. И снова поселяне принялись возводить храм, который был построен и освящен в январе 1763 года.

«До наших дней из XVIII века дошел письменный исторический источник: «Дневник Николая Ханенко» - генерального хорунжего периода гетманской власти на Украине, - говорится в одной из краеведческих работ С.И. Святогора. – В нашем крае Ханенко известен тем, что «посредством скупли» приобрел село Лотаки со многими землями, на которых основал три селения – Николаевку, Кургановку, Ивановку. Записи в «Дневнике» рассказывают: этот влиятельный гетманский вельможа, когда приезжал в Лотаки, то обязательно исповедовался у поповогорского священника ТарасияХандожко. Это, в свою очередь, говорит об авторитете священнослужителя храма в Поповой Горе». Здесь слова уместно дополнить дословной записью из дневника Н.Д. Ханенко: « мар.4 1742 приехали рано в слободу Александра Корецкого Уношов... прибыли на ночь в Лотаки, где - 5ч. сисковали священника з Поповой Горы отца ТарасияХандожку, перед которым исповедались - 6ч. на службе Божой в Лотаках причащались с Александром Корецким при все люде при нас бывшие».

Владыка Филарет в книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» отмечает, что в Поповой Горе священниками были Хандожки с 1600 по 1777 год, то есть более 170 лет. Храмовый престол они уступили своему зятю Коровкевичу-Базилевичу из рода почепского протопопа, сына стародубского полковника Коровкевича, тем самым положив начало еще одной династии священнослужителей. «Ныне из этой фамилии, - напечатано в указанном издании, - остается в Поповой Горе дьячок Хандожинский, - а другие Хандожкикозаки».

Сохранились небольшие сведения о служителях храма, Иереи: Филон Хандожко1654г., ТарасийХандожко 1742г., Дамиан Хандожко 1767г., Иоанн Коровкевич-Базилевич 1820г., Иоанн Спасский 1875-1906гг., Гавриил Горский 1876г., Илия Киселёв 1898г., Василий Спасский 1906г., Василий Гаврилов 1922г., Илия Вакарюк 2003г., Диаконы исполнявшие должность псаломщиков: Василий Вербицкий 1876г., Михаил Смоленский 1898г., Иона Вербицкий 1912г., Григорий Демиденко 1916., Псаломщики : Иван Хандожинский 1876г., Михаил Смоленский 1898г., Григорий Гладкий 1898г., Михаил Борисенко 1930г.

К реликвиям Свято-Троицкой церкви Поповой Горы относился колокол с отлитой на нем надписью, что он подарен в память «чудесного избавления Высочайшей семьи императора Александра III при крушении поезда».

В конце XIX – начале ХХ веков настоятелем Свято-Троицкой церкви служил священник Иоанн Георгиевич Спасский, который особо почитался прихожанами. Известен такой факт. Когда для усмирения крестьянских волнений, вызванных революционными событиями 1905 года, в Суражский уезд прибыл с войсками начальник Черниговской губернской жандармерии генерал Рудов, то от жестокой расправы поповогорцев спасло заступничество священника, имевшего с ним личную беседу по такому поводу. В «Черниговских епархиальных известиях» от 1 марта 1906 года было сообщено: «Уволен за штат настоятель Троицкой церкви с. Поповой Горы, Суражского уезда, протоиерей Иоанн Спасский, согласно его прошению, - 17 февраля». И в этом же номере в «Списке вакантных мест» появилось такое объявление: «... В с. Поповой Горе, при Троицкой церкви, в этом приходе дворов 844, прихожан обоего пола 5177 душ, ружной земли 33 десятины, дома для священника нет, жалованье 156 руб. 80 коп.в год, вакантно 17 февраля 1906 года...» Но недолго храм простоял без настоятеля. «Черниговские епархиальные известия» от 15 апреля того же года напечатали: «Перемещены: свящ. Михайловской церкви с. Хотивли, Городнянского уезда, Василий Спасский к Троицкой церкви с. Поповой Горы, Суражского уезда, - 20 марта». Таким образом, сын принял от отца служение в храме.

Из церковных печатных изданий того времени (газета «Черниговские епархиальные известия», журнал «Вера и жизнь») известно, что священник Василий Спасский 7 августа 1906 года был утвержден членом благочиннического совета 2 благочиннического округа Суражского уезда, а в 1912 году его назначили исполняющим должность благочинного 2 округа Суражского уезда.

Церковь была разрушена летом 1937 года специально прибывшей для этого в Красную Гору бригадой плотников. Они под возмущенные возгласы из собравшейся большой группы прихожан попытались с помощью веревок сорвать купол и сбросить его на землю. Несколько попыток оказались безуспешными. Тогда плотники подрубили купол со всех сторон, после чего только им удалось обезглавить храм. Бревна разломанной церкви частично были использованы как материал для строительства сараев, частично были использованы на дрова. И с 1937 года по 2003 год Красная Гора была единственным в последние десятилетия XX века районным центром Брянской области, который оставался без храма или православного молитвенного дома.

Но лампада веры на красногорской земле не угасла, что подтверждается стремлением жителей районного центра и окрестных селений возродить Свято-Троицкую церковь. В 2001 году группа наиболее активных верующих поселка провела собрание с приглашением на него благочинного Новозыбковского округа протоиерея Владимира Похожая. Были обсуждены вопросы создания прихода, принятия Устава местной православной организации, избрания временного приходского совета.

Временный приходской совет начал свою работу со сбора пожертвований мирян на возрождение Свято-Троицкой церкви. Участие приняли многие коллективы предприятий, организаций, учреждений и жители Красной Горы, внесшие посильную лепту в это богоугодное дело.

Районные власти пошли навстречу пожеланию верующих возродить в Красной Горе Свято-Троицкий храм.

Знаменательный момент установки куполов произошел 25 сентября. Они сразу придали храму величественность, а само это событие, думается, получило радостный отклик в душе наших земляков.

Перед тем, как были произведены работы по их установке, отец Виктор, настоятель храма во Имя Святой Троицы, освятил сверкающие купола и кресты.

Важно отметить, что установка куполов произошла, как и планировалось, к 70-летию освобождения Красногорского района.

Родник, род, народ

DSC_0327.jpg

Родник в с. Любовшо

Криница, д. Городечня.JPG

Родник с. Городечня.

Криница, д. Макаричи.JPG

Родник с. Макаричи.

Издревле многие народы воду, так же как и землю, величали матерью. Считалось, что плевать в воду, всё равно, что матери в глаза. Реки и криницы в легендах олицетворялись с образами девушек. А пословицы, поговорки на эту тему? Взять хотя бы эти: «Не плюй в водицу – пригодится напиться», «Чист, как родник».

Слово «родник» по В.Далю – ключ, бьющая из земли водяная жила, криница, водничок, место рождения ключа. Ключ же – это источник, отпирающий недра земли.

С родниками и колодцами в народе связано множество самых различных поверий. На Руси был также обычай, когда идёшь к колодцу, говори: «С добрым утром, святая вода Божья! Добрый день, девица светлая водица и земля Ульянушка!»

В определённые дни (под Пасху, на Духов день, в Иванов день), как повествуют старинные летописи, во многих странах проводилась расчистка ключей и криниц. Главными действующими лицами там вплоть до XIX века были девушки. Историки предполагают, что работали нагими, мужчины к такому делу не допускались. Ключи и колодцы не только очищались, но и украшались цветами.

По сей день почитаются озёра, кладези и источники. Особенно последние. Ключевую воду часто называют «живой». Весной, после первого грома, начинается своеобразное паломничество к ключам.

В Красногорском районе тоже есть ключи и криницы – в Макаричах, за Городечней и Кашковкой… Вода в них чиста, прозрачна и холодна. Люди приписывают ей целебные свойства при любых заболеваниях.

Вода – очистительное средство. Не омывшись, человек не делает шагу из дома. Считалось, что «непочатой» водой лечатся даже самые тяжёлые болезни. Согласно старинным «рецептам» её набирают до восхода солнца. Самое лучшее, если воду эту зачерпнуть из трёх криниц. Несущий «непочатку» не должен ни с кем из встреченных разговаривать, иначе целебная сила уйдёт. Вода на Ивановскую ночь приобретает особые целебные свойства. Было принято в этот праздник купаться, омываться, париться в бане.