Постановление от 16.06.2021 года №34 "Об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры Перелазского сельского поселения Красногорского муниципального района Брянской области на период 2021-2031 годы "
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПЕРЕЛАЗСКАЯ СЕЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
ПЕРЕЛАЗСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
КРАСНОГРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16.06.2021 г. №34
Об утверждении программы
комплексного развития социальной
инфраструктуры Перелазского
сельского поселения Красногорского
муниципального района Брянской
области на период 2021-2031 годы
В соответствиис Федеральным законамот 29 декабря 2014 года
|
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить программу «Комплексного развития социальной
инфраструктуры Перелазскогосельского поселения Красногорского
муниципального района Брянской области на период 2021-2031 годы»
согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
3. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.
Глава администрации
Перелазского сельского поселения С. Е.Горбачёва
Красногорского муниципального района
Утверждена
Приложением №1
к постановлению Перелазской
сельской администрации
от16.06. 2021 г. № 34
Программа
комплексного развития социальной инфраструктуры Перелазского сельского поселения Красногорского муниципального района Брянской области на период 2021-2031 годы
Паспорт программы
комплексного развития социальной инфраструктуры Перелазскогосельского поселения Красногорского муниципального района Брянской области на период 2021-2031 годы
1.1 |
Наименование программы |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Перелазского сельского поселения на период 2021-2031 годы (далее - Программа) |
1.2 |
Основание для разработки Программы
|
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 года
- Постановление Правительства РФ
- Генеральный план Перелазского сельского поселения Красногорского района Брянской области |
1.3 |
Заказчик и разработчик Программы |
АдминистрацияПерелазского сельского поселения Красногорского муниципального района Брянской области |
1.4 |
Цель Программы
|
Обеспечение развития социальной инфраструктуры Перелазскогосельского поселения, для повышения уровня его жизни |
1.5 |
Задачи Программы |
- обеспечить безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры; - обеспечить доступность объектов социальной инфраструктуры; - обеспечить сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры; - обеспечить достижение расчетного уровня обеспеченности населения услугами; - обеспечить эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры. |
1.6 |
Важнейшие целевые показатели Программы |
- повышение безопасности, качества и эффективности использования населением объектов социальной инфраструктуры; - обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры; - сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры; - повышение расчетного уровня обеспеченности населения услугами; - повышение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры. |
1.7 |
Сроки и этапы реализации Программы |
2021-2031 годы |
1.8 |
Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры |
- сохранение сети учреждений социальной сферы, укрепление их материально- технической базы; - осуществление комплексного строительства объектов обслуживания с учетом нормативов
|
1.9 |
Объемы и источники финансирования Программы
|
Источник финансирования – средства бюджетов всех уровней, инвестиции, спонсорская помощь. |
Введение
Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям и проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Перелазского сельского поселения (далее – Программа) содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социального развития городского поселения на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социального развития Перелазскогосельского поселения.
Цели развития Перелазскогосельского поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий.
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развития Перелазскогосельского поселения - доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума сельского поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем, межведомственной, внутримуниципальной, межмуниципальной и межрегиональной кооперации.
Главной целью Программы является повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры и сферы услуг. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. В первую очередь это налаживание эффективного управления, рационального использования финансов и собственности.
Рис. 1. Социальная инфраструктура
Социальная инфраструктура |
Социально-бытовая |
Социально-культурная |
ЖКХ |
Бытовое облуживание |
Торговля и банки |
Транспорт |
Физкультура и спорт |
Культура |
Образование |
Здравоохранение |
1. Характеристика существующего состояния
социальной инфраструктуры Перелазскогосельского поселения
Основной задачей оценки уровня развития культурного и социально-бытового обслуживания населения является выявление количественного и качественного состава действующих объектов, сопоставление мощности действующих объектов с нормативной потребностью, анализ технического состояния зданий, определение мероприятий по устранению сложившихся проблем.
Перелазскоесельское поселение обладает статусом сельского поселения и входит в состав Красногорского муниципального района Брянской области.Площадь поселения составляет 9739,11 га.
1.1. Население. Социально-демографическая характеристика
Муниципальное образование Перелазскоесельское поселение является муниципальным образованием в составе Красногорского района Брянской области. В состав поселения входят 4 населенных пункта: с. Перелазы, с. Летяхи, пос. Красный Городок, пос. Сеятель. Центр поселения – село Перелазы. Село Перелазы также выступает административным центром Перелазскогосельского поселения.
В Перелазском сельском поселении, по статистическим данным на начало 2019 года, проживало 1326 человек. Площадь поселения составляет 9739,11 га.
Население размещено неравномерно – 63 % сконцентрировано в селе Перелазы, 32,07% населения проживает в средних сельских населенных пунктах – с. Летяхи, остальное население проживает в мелких сельских населенных пунктах (табл. 1).
Таблица 1 –Численность населения в населенных пунктах Перелазского сельского поселения на 01.01.2019 г.
Населенный пункт |
Численность населения, человек |
Доля в численности населения СП, % |
с. Перелазы |
838 |
63 |
с. Летяхи |
429 |
32 |
пос. Красный Городок |
30 |
2,2 |
пос. Сеятель |
29 |
2,1 |
Современный жилищный фонд Перелазского сельского поселения по состоянию на конец 2019г. составляет приблизительно 39 тыс. м2 общей площади. При численности населения 1,3 тыс. человек, средняя по поселению жилищная обеспеченность составляет 30м2 общей площади на человека. Жилой фонд поселения представлен малоэтажной и индивидуальной жилой застройкой.
Структура жилого фонда
Наименование показателя |
Жилой фонд, тыс. м2 |
Доля |
Индивидуальная застройка |
35,3 |
90 |
Многоквартирная застройка |
3,7 |
10 |
Итого: |
39 |
100,0 |
Существующая жилая застройка по населенным пунктам Перелазского сельского поселения
№ п/п |
Населенные пункты |
Малоэтажная жилая застройка , га |
Индивидуальная жилая застройка ,га.ж |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
с. Перелазы |
7,56 |
214,37 |
2 |
пос. Сеятель |
- |
20,40 |
3 |
с. Летяхи |
4,77 |
94,54 |
4 |
пос. Красный Городок |
- |
17,72 |
|
Всего |
12,33 |
347,03 |
Выводы:
- Порядка 96% жилья поселения находится в частной собственности. Жилищный фонд представлен в основном индивидуальными жилыми домами.
- В сельском поселении масштабного развития нового жилищного строительства не запланировано, так как согласно постановлению от 18 декабря 1997 г. № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 3 населенных пункта попадают в зону проживания с льготным социально- экономическим статусом, п. Сеятель - в зону проживания с правом на отселение.
Речная сеть Красногорского района относится к бассейну реки Беседь, входящей незначительной частью в Брянскую область, пересекает территорию района с северо-востока на юго-запад и слева и справа принимает в себе несколько небольших притоков.
Основными реками, протекающими по территории Перелазского сельского поселения, являются р. Дороговша, р. Беседь, р. Дубрежка, р. Пересвица. Также распространены небольшие реки и ручьи.
Реки Перелазского сельского поселения по характеру питания и стока относятся к восточно-европейскому типу с преобладанием снегового питания и преимущественно весенним стоком. Питаются реки, главным образом, талыми снеговыми водами и лишь на 15—20%—дождевыми и грунтовыми. В засушливые годы роль грунтового питания возрастает.
Весной, когда тают снега, реки бурно разливаются, повышают свой уровень. В это время расход воды превышает в 10—20 раз среднегодовой: реки расходуют до 60% общего годового стока.
Летом наступает время межени: воды становится мало, уровень рек понижается, появляются мели. В это время реки расходуют всего 10% годового стока.
В бассейнах рек выражены черты карстового рельефа. Здесь изобилуют неглубокие овальной или круглой формы карстовые воронки. Они то сухие, то заторфованы, то представляют собой небольшие чистые озерца.
Красногорский район является одним из самых заболоченных районов Брянской области (заболоченность территории района составляет 6,04 %).
Генеральный план Перелазского сельского поселения Красногорского района Брянской области приведен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Генеральный план Перелазского сельского поселения
Красногорского муниципального района Брянской области.
2. Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры Перелазского сельского поселения, сложившийся уровень обеспеченности населения услугами
2.1. Сфера социально-бытовой инфраструктуры
Транспортная инфраструктура сельского поселения интегрирована в транспортную сеть Красногорского муниципального района и представлена автомобильным транспортом.
Основными структурными элементами транспортной инфраструктуры поселения являются: сеть улиц и дорог и сопряженная с ней сеть пассажирского транспорта. Внешние транспортно-экономические связи поселения с другими регионами осуществляются автомобильным и железнодорожным транспортом.
Транспортное сообщение сельского поселения с соседними муниципальными образованиями Красногорского муниципального района осуществляется по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.
2.2. Сфера социально-культурной инфраструктуры
2.2.1. Образование
Состояние системы образования играет исключительно важную роль для развития района, его привлекательности как места проживания и экономической деятельности. Стратегической целью реализации муниципальной политики в сфере образования Перелазского сельского поселения Красногорского муниципального района является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям.
Сфера образования Перелазского сельского поселения Красногорского муниципального района представляет собой стабильную сеть образовательных учреждений, что позволяет работать ей над реализацией права каждого ребёнка на получение образования.
Таблица №3. Объекты дошкольного образования
№п/п |
Наименование |
Адрес |
1 |
Филиал МБДОУ «Радуга» д. с. «Берёзка» |
Брянская обл., Красногорский район, с Перелазы, ул. Школьная, д.4 |
2 |
Филиал МБДОУ «Радуга» д. с. «Гуси-Лебеди» |
Брянская обл., Красногорский район, с Летяхи, ул. Солнечная д.4 |
Таблица №4. Объекты общеобразовательных учреждений
№п/п |
Наименование |
Адрес |
1 |
Летяховская СОШ |
Брянская обл., Красногорский район, с. Летяхи, ул. Коммугистическая д.37 |
2 |
Перелазская СОШ |
Брянская обл., Красногорский район, с. Перелазы ул. Школьная д.2 |
В целом, обеспеченность постоянного населения на территории Перелазского сельского поселения объектами образовательных учреждений является достаточной.
2.2.2. Здравоохранение
Важным элементом социальной инфраструктуры общества является медицинское обеспечение населения. Его результат прямо отражается на уровне заболеваемости населения и уровне естественного прироста или убыли населения.
Функционирование системы здравоохраненияПерелазскогосельского поселения представлена тремя фельдшерско-акушерскими пунктами. Фельдшерско-акушерский пункт является лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим начальный (доврачебный) этап оказания медицинской помощи в сельской местности.
Таблица №5. Объекты здравоохранения на территории Перелазскогос/п
№п/п |
Наименование |
Адрес |
1 |
Перелазский ФАП |
Брянская обл., Красногорский р-н, с. Перелазы ул. Советская д.33 |
2. |
Летяховский ФАП |
Брянская обл., Красногорский р-н., с. Летяхи ул. Коммунистическая д.41 |
Население муниципального образования получает амбулаторно-поликлинические и стационарные услуги в районных учреждениях здравоохранения Красногорского муниципального района.
Стратегическая цель Перелазскогосельского поселения в сфере здравоохранения – повышение качества и доступности медицинской помощи, что приведёт к снижению показателей заболеваемости населения, росту средней продолжительности жизни и снижению смертности.
2.2.3. Культура
Процесс управления объектами культурно-досугового обслуживания населения является одной из главных задач муниципальных органов власти в процессе формирования благоприятных условий проживания населения. Везде, где объектом деятельности является человек, его разум, мораль и нравственность, культурно-просветительская деятельность носит практически незаменимый характер.
Сохранение историко-культурного наследия, возрождение духовных традиций, сохранение системы творческого и художественного образования, развития культурного сотрудничества, создание условий, при которых основной спектр услуг учреждений культуры был бы доступен гражданам, принадлежащим к различным социальным группам, имеют исключительное значение для развития Перелазскогосельского поселения Красногорского муниципального района.
На территории Перелазскогосельского поселения Красногорского муниципального района работают муниципальные учреждения культуры: действует 2 учреждения библиотечного обслуживания Перелазскаясельская библиотека и Летяховская сельская библиотека, согласно действующим нормативам в населенных пунктах с численность населения от 100 до 500 тыс. чел. необходим один объект библиотечного обслуживания, таким образом, данного учреждения достаточно для обслуживания населения муниципального образования.
На территории Перелазского сельского поселения действуют 2 культурно-досуговых учреждения - структурные подразделениия МБУК "Красногорскиймежпоселенческий культурно-досуговый центр" - Перелазский сельский Дом культуры и Летяховскийсельский Дом культуры.
Таблица №6. Объекты культуры на территории Перелазскогосельского поселения
№п/п |
Наименование |
Адрес |
1 |
МБУК «КРАСНОГОРСКИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР» Структурное подразделение Перелазский сельский дом культуры |
Брянская обл., Красногорский район, с. Перелазы ул. Советская д.41 |
2 |
МБУК «КРАСНОГОРСКИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР» Структурное подразделение Летяховский сельский дом культуры |
Брянская обл., Красногорский район с. Летяхиул. Коммунистическая д.43 |
3 |
МБУК «Красногорскаямежпоселенческая центральная библиотека» структурное подразделение Летяховскаясельская бибилотека |
Брянская обл., Красногорский район с. Летяхиул. Коммунистическая д.43 |
4 |
МБУК «Красногорскаямежпоселенческая центральная библиотека» структурное подразделение Перелазская сельская бибилотека |
Брянская обл., Красногорский район, с. Перелазы ул. Советская д.39 |
2.2.4. Физкультура и спорт
Развитие физической культуры и массового спорта относится к одному из методов организации общественной жизни, а также является важнейшим элементом в оздоровлении нации.
На территории поселения объекты физической культуры и спорта имеются только при образовательных учреждениях. Сложившаяся ситуация существенно ограничивает возможность их использования для населения старшего возраста.
Необходимо разработать и реализовать комплекс мер по популяризации физической культуры и массового спорта среди населения, уделить внимание занятиям лиц с ограниченными физическими возможностями.
3. Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры в соответствии с прогнозом изменения численности и половозрастного состава населения, с учётом объёма планируемого жилищного строительства
Раздел рассматривает прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры на территории Перелазского сельского поселения в соответствии с прогнозом изменения численности и возрастного состава населения, с учётом объёма планируемого жилищного строительства.
Генеральным планом Перелазскогосельского поселения предусмотрено размещение объектов общественного назначения, как в существующей застройке, так и в новых жилых образованиях.
На расчётный срок строительства, с учётом оптимистичной прогнозной численности населения, возникнет потребность в учреждениях повседневного, периодического и эпизодического обслуживания. В связи с этим Генеральным планом предлагается размещение предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
4. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры Перелазскогосельского поселения
Основы правового регулирования отношений по обеспечению граждан медицинской помощью, образованием, социальной защитой закреплены в Конституции Российской Федерации. В Основном законе страны содержится комплекс социальных норм и гарантий, определяющих в первую очередь базовые принципы формирования социальной инфраструктуры. Предусмотренные ст. 8 Конституции Российской Федерации поддержка конкуренции, признание и равная защита государственной, муниципальной и частной собственности являются конституционной основой для создания и нормального функционирования государственного, муниципального и частного секторов социальной отрасли, конкуренции и свободы выбора при оказании и при получении различного спектра социальных услуг, что создает реальную основу для повышения качества социальной инфраструктуры. Конституция Российской Федерации содержит иные важнейшие положения, составляющие основу регулирования правоотношений социальной сферы. Так, в статье 41 закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, статья 43 закрепляет право каждого на образование – важнейшие права, необходимые для полноценного развития современного общества.
Роль Конституции Российской Федерации в правовом регулировании всех сфер жизни общества, в том числе социальной, заключается в том, что по причине высшей юридической силы Конституции Российской Федерации и ее непосредственного действия на территории всей страны не допускается принятие органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, полностью или частично ей противоречащих.
Принятые в развитие Конституции Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) разграничивают полномочия в области функционирования и развития социальной инфраструктуры между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Так, согласно статье 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение следующих вопросов в социальной сфере:
в области образования: организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам; организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования; организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
в области здравоохранения: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований; в области социальной защиты: социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей; социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан; в области культуры: организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов, создание и поддержка государственных музеев, организация и поддержка учреждений культуры и искусства;
в области физической культуры и спорта: осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организация и проведение официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), обеспечение подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации. Значительное число вопросов по обеспечению населения объектами социальной инфраструктуры в соответствии с нормами Закона № 131-ФЗ отнесено к вопросам местного значения поселений, городских округов. В частности, к вопросам местного значения поселения в социальной сфере относятся:
обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
Решение вопросов по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях на территории поселений отнесено Законом №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района, так же как и создание условий для оказания медицинской помощи населению. В настоящее время в области социальной инфраструктуры действует ряд профильных федеральных законов, устанавливающих правовое регулирование общественных отношений в определенной сфере.
К таким законам относятся:
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
Указанные нормативные правовые акты регулируют общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами их прав на образование, на медицинскую помощь, культурную деятельность, а также устанавливают правовые, организационные, экономические и социальные основы оказания государственной социальной помощи нуждающимся гражданам и основы деятельности в области физической культуры и спорта. Развитие социальной сферы невозможно без осуществления в нее инвестиций. Правовые акты российского законодательства, регулирующие инвестиции и инвестиционный процесс, направлены на создание благоприятного режима инвестиционной деятельности, в том числе в социальной сфере.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что при участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, они участвуют в таких отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К участию же названных субъектов в обороте, как правило, применяются нормы, применимые к участию в обороте юридических лиц (ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» является основополагающим законодательным актом в инвестиционной сфере, который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей инвестиционную деятельность в социальной сфере Российской Федерации, показывает, что к настоящему времени сложилась определенная система правовых актов, регулирующих общие проблемы (гражданские, бюджетные, таможенные и др. отношения), которые в той или иной мере относятся и к социальной сфере.
6. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Перелазскогосельского поселения
Раздел включает в себя, с разбивкой по годам, оценку стоимости основных мероприятий по реализации Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Красногорского городского поселения. Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в ориентации отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично ориентированы на бюджетные средства. Самофинансирование социального обслуживания населения в последнее время приобрело широкие масштабы и позволяет сделать вывод, что спрос на социально-бытовое обслуживание не удовлетворен. Это вызвано сокращением размеров бесплатного и льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы при одновременном снижении расходов государства на содержание объектов социальной инфраструктуры.
Формой использования финансовых ресурсов бюджета учреждениями и организациями социальной сферы, находящимися на хозрасчете и имеющими самостоятельные доходы, является предоставление им бюджетных субсидий для возмещения ими недостающих доходов для сведения баланса доходов и расходов. Такая потребность в государственных субсидиях обычно бывает вызвана либо стремлением сохранить спрос на социальные услуги, либо централизованной политикой ценообразования на платные социально-культурные услуги (кино, театры, концертная деятельность).
Традиционно система финансирования социальной инфраструктуры подразделялась на два канала: отраслевой и территориальный. Развитие и функционирование отраслей социальной инфраструктуры зависят от того, насколько ее отрасли способны обеспечить себя финансовыми ресурсами на текущие цели. Отраслевой принцип функционирования имеет недостатки - не комплексное использование ведомственных объектов социальной инфраструктуры ведет к распылению финансовых средств. Подчинение объектов социальной инфраструктуры различным ведомствам затрудняет координацию в решении социальных проблем муниципального образования. Территориальный канал финансирования представлен местным бюджетом, который является основным источником финансирования социальной инфраструктуры муниципального образования. Но бюджет местной власти весьма ограничен, что препятствует этому процессу. Исследование проблемы финансирования социальной инфраструктуры, анализ современного уровня развития ее подразделений показывают необходимость поиска научно-обоснованных путей ее дальнейшего интенсивного развития и неординарных форм финансирования.
На сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения (особенно его малоимущих слоев) и обеспечивать ему получение социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут. Поэтому целесообразным представляется сосуществование нескольких форм финансирования, как государственных, так и частных фондов и на федеральном уровне, и на территориальном. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена предприятиям, которые тоже могли бы взять на себя часть расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры.
В современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения.
Одним из источников финансирования социальной сферы являются средства ведомств. В ведении предприятий находилась значительная часть объектов, оказывающих социально-культурные и жилищно-коммунальные услуги. Средства, получаемые объектами социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых тем, что в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг бесплатно, во-вторых развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью подавляющей массы населения. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, мобилизуемые и распределяемые через бюджетную систему, и внебюджетных фондов.
Средства бюджета и внебюджетных фондов, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и в значительной мере услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Передача большинства социальных функций с государственного на региональный и местный уровни сопровождалась резким уменьшением федеральных средств, выделяемых на социальные цели и ослаблением контроля со стороны государства, как за выполнением федеральных законов и постановлений, касающихся социального развития, так и за использованием федеральных средств. При этом средства местного бюджета в силу слабой налогооблагаемой базы оказались весьма ограниченными. Следствием этого является факт неудовлетворительного технического состояния учреждений социально-культурной и коммунально-бытовой сферы. Отсутствие средств не позволяет провести реконструкцию и ремонт многих существующих учреждений, а также вести широкомасштабное строительство.
При составлении плана инвестиционной деятельности по строительству социальных объектов необходимо ориентироваться на:
структурные изменения, происходящие в отраслях социальной сферы, включая ликвидацию избыточных площадей учреждений этой сферы;
прогнозируемые объемы гарантированных социальных услуг, рассчитанные на основе нормативов потребности населения в этих услугах, с учетом полной профильной загрузки учреждений;
расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих учреждений, работающих с перегрузкой;
замену ветхого и аварийного фонда, а также помещений, не отвечающих санитарно-эксплуатационным нормам, в случае невозможности осуществления капитального ремонта этого фонда и необходимости его ликвидации.
Таким образом, при разработке модельного комплекса необходимо обязательно учитывать различные источники финансирования социальной инфраструктуры, в том числе финансирование из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования.
В настоящее время существует множество методов и подходов к определению стоимости строительства, изменчивость цен и их разнообразие не позволяют на данном этапе работы точно определить необходимые затраты в полном объеме. В связи с этим, на дальнейших стадиях проектирования, требуется детальное уточнение параметров строительства на основании изучения местных условий и конкретных специфических функций строящегося объекта. Ориентировочная стоимость строительства зданий и сооружений определена по проектам объектов-аналогов, Каталогам проектов повторного применения для строительства объектов социальной и инженерной инфраструктур, Укрупненным нормативам цены строительства для применения в 2012 году, изданным Министерством регионального развития РФ, по существующим сборникам ФЕР в ценах и нормах 2001 года.
Определение стоимости на разных этапах проектирования должно осуществляться различными методиками. На предпроектной стадии при обосновании инвестиций определяется предварительная (расчетная) стоимость строительства. Проекта на этой стадии еще нет, поэтому она составляется по предельно укрупненным показателям. При отсутствии таких показателей могут использоваться данные о стоимости объектов аналогов. При разработке рабочей документации на объекты капитального строительства необходимо уточнение стоимости путем составления проектно-сметной документации. Стоимость устанавливается на каждой стадии проектирования, в связи, с чем обеспечивается поэтапная ее детализация и уточнение.
Таким образом, базовые цены устанавливаются с целью последующего формирования договорных цен на разработку проектной документации и строительства.
7. Целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры
Основными факторами, определяющими направления разработки Программы комплексного развития системы социальной инфраструктурыПерелазскогосельского поселения являются тенденции социально-экономического развития поселения, характеризующиеся улучшением условий жилья, сфер обслуживания. Реализация Программы должна создать предпосылки для устойчивого развития Перелазскогосельского поселения. Реализации инвестиционных проектов заложат основы социальных условий для развития способностей каждого человека, они будут обеспечены за счет повышения качества и доступности социальных услуг (образования, здравоохранения, культуры) для всех категорий жителей.
Основными целевыми индикаторами реализации мероприятий программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения являются:
· рост ожидаемой продолжительности жизни населения муниципального
образования;
· увеличение показателя рождаемости;
· сокращение уровня безработицы;
· увеличение уровня обеспеченности населения объектами здравоохранения;
· увеличение количества населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
Выполнение включённых в Программу организационных мероприятий и инвестиционных проектов, при условии разработки эффективных механизмов их реализации и поддержки со стороны местной администрации, позволит достичь целевых показателей программы комплексного развития социальной инфраструктуры Перелазскогосельского поселения на расчетный срок. Достижение целевых индикаторов в результате реализации программы комплексного развития характеризует будущую модель социальной инфраструктуры поселения.
Таблица №10. Целевые индикаторы и показатели программы
№ п/п |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Показатели по годам | ||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024-2025 | |||
1 |
Ожидаемая продолжительность жизни |
Лет |
71.2 |
71.4 |
72.0 |
72.8 |
74.3 |
2 |
Уровень безработицы |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
Уровень обеспеченности населения объектами здравоохранения |
% |
|
100 |
100 |
100 |
100 |
4 |
Уровень обеспеченности населения объектами физкультуры и спорта |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. Оценка эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населенияПерелазского сельскогопоселения
Реализация программных мероприятий в соответствии с намеченными целями и задачами обеспечит увеличение численности населения Перелазского сельского поселения. Успешная реализация демографической политики на территории поселения будет способствовать росту продолжительности жизни населения и снижению уровня смертности населения.
Реализация программных мероприятий позволит достичь следующих уровней обеспеченности объектами местного значения населения Перелазского сельского поселения:
· увеличение числа населения занимающихся спортом, путем увеличения видов спорта, располагаемых на специализированных объектах;
· расширение возможностей для культурно-духовного развития жителей сельского поселения.
Реализация программных мероприятий обеспечит повышение уровня жизни населения Перелазского сельского поселения, повышение уровня благоустройства территорий, создания комфортных и безопасных условий проживания.
9. Предложения по совершенствованию нормативно-правого и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы
Программа реализуется на всей территории Перелазского сельского поселения. Контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация Перелазского сельского поселения. Организационная структура управления Программой базируется на существующей системе представительной и исполнительной власти муниципального образования Перелазского сельского поселения. Выполнение оперативных функций по реализации Программы возлагается на специалистов администрации Перелазскогосельского поселения, муниципальные учреждения сельского поселения. Исполнители мероприятий Программы ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информируют Администрацию муниципального образования о ходе выполнения Программы. Для оценки эффективности реализации Программы Администрацией муниципального образования проводится ежегодный мониторинг. Программа подлежит корректировке или пересмотру при вступлении в силу приказов, распоряжений, методических указаний и других нормативных актов, регламентирующих требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры, документам территориального планирования и сопутствующим схемам и программам. Программа может корректироваться в зависимости от обеспечения финансирования, изменение условий функционирования и потребностей объектов социальной инфраструктуры, повлекшие значительное отклонение фактических показателей (индикаторов мониторинга) эффективности функционирования систем по отношению к показателям, предусмотренных Программой. В целях повышения результативности мероприятий Программы требуется разработка ряда муниципальных нормативных правовых документов, в том числе: система критериев, используемых для определения доступности для - потребителей товаров и услуг организаций социального комплекса - муниципальный правовой акт должен содержать перечень критериев, используемых при определении доступности товаров и услуг и их значения; порядок утверждения технических заданий по разработке инвестиционных - программ по развитию систем социальной инфраструктуры - муниципальный правовой акт должен определять порядок взаимодействия заинтересованных органов местного самоуправления между собой, а также с организациями социального комплекса по вопросам технических заданий по разработке инвестиционных программ. Представляется, что технические задания должны включать основные требования к разработке, содержанию и реализации инвестиционной программы целевой организации; 1 технические задания по разработке инвестиционных программ организаций - социального комплекса по развитию систем социальной инфраструктуры; инвестиционные программы организаций социального комплекса по - развитию систем социальной инфраструктуры; порядок запроса информации у организаций социальной инфраструктуры - муниципальный правовой акт должен устанавливать закрытый перечень информации, которую могут запрашивать уполномоченные на то должностные лица Администрации муниципального образования, а также требования к срокам и качеству информации, предоставляемой организацией. Инвестиционная программа утверждается в соответствии с законодательством с учетом соответствия мероприятий и сроков инвестиционной программы Программе комплексного развития социальной инфраструктуры. При этом уточняются необходимые объемы финансирования и приводится обоснование по источникам финансирования: собственные средства, привлеченные средства, средства внебюджетных источников, прочие источники. Мониторинг Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Перелазскогосельского поселения включает два этапа: 1. периодический сбор информации о результатах выполнения мероприятий Программы, а также информации о состоянии и развитии социальной инфраструктуры; 2. анализ данных о результатах проводимых преобразований социальной инфраструктуры. Мониторинг Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования предусматривает сопоставление и сравнение значений показателей во временном аспекте. По ежегодным результатам мониторинга осуществляется своевременная корректировка Программы. Решение о корректировке Программы принимается представительным органом муниципального образования по итогам ежегодного рассмотрения отчета о ходе реализации Программы или по представлению главы муниципального образования.